Геймификация в бизнесе: как игра помогает вовлекать и умножать прибыль

Миллениалы не привыкли долго ждать какого-то ощутимого результата — эти люди не верят, что последовательные усилия могут привести к значимой цели. Но им легче добиваться чего-то масштабного, если процесс похож на игру — интересную, где можно соперничать, проходить уровни и получать вознаграждения.

Сегодня говорим о геймификации в бизнесе — как справляться с рабочими задачами с помощью игры. Расскажу, для каких конкретных задач можно использовать игровые техники, как поэтапно внедрить их в компании. Покажу несколько примеров бизнес-геймификации от компаний разного масштаба.

Что такое геймификация в бизнесе

Геймификация — это игровые техники, перенесенные в бизнес. Они помогают удерживать сотрудников и клиентов, делать взаимодействие с компанией интересным, превращать его в приятную привычку.

Например, когда офис завален работой, вы объявляете соревнования между отделами — за производительность начисляете баллы и даете приз победителям. Это геймификация внутри компании. Или создаете квест: прячете на сайте несколько кодовых слов, которые вместе можно использовать как промокод. Это геймификация для клиентов.

Вы скажете: «Как в детском саду». Но ведь на самом деле играть нравится всем. От игры, соперничества и победы в организме вырабатывается гормон счастья — дофамин. А он тесно связан со способностью учиться, запоминать и испытывать симпатию.

Что дает геймификация в бизнесе

Применение геймификации в бизнесе помогает стимулировать сотрудников, привлекать клиентов, добиваться их лояльности, и в итоге — заработать больше денег.

Мотивация сотрудников

В бизнесе всегда есть рутинные задачи, например, стартовое обучение или повышение квалификации. Немотивированным сотрудникам скучно и сложно их выполнять. Лучше придумать хороший стимул, а не заставлять людей учиться «из-под палки». Или планы продаж — превратите их в соревнование, чтобы у сотрудников была мотивация работать на максимум.

А вот еще крутой эффект — в отличие от реальной жизни, в игре нет большого страха поражения. Всегда можно чуть откатиться и начать заново. Геймификация бизнеса перенесет это ощущение на работу, и даже перфекционистам будет легче браться за сложные дела и доводить их до конца.

Вовлеченность клиентов

Есть такое понятие как синдром упущенной выгоды — страх пропустить что-то интересное и приятное. Это он заставляет нас тянуться к мобильнику и бесконечно обновлять ленту. Игра, как и соцсеть, захватывает интерес. Публикуйте новый игровой контент, присылайте пользователям уведомления — они будут чаще пользоваться сервисом и проверять обновления.

Геймификация в бизнесе заставляет людей проводить больше времени с вашей компанией. Например, пройти квест на сайте для получения скидки или использовать онлайн-конструктор, чтобы собрать диван мечты. При этом чем больше времени люди проведут на сайте и чем больше положительных эмоций получат, тем выше вероятность сделки.

Лояльность

Лояльность складывается из двух составляющих — выгода и эмоциональная привязанность. Применение геймификации в бизнесе дает клиентам положительные эмоции: игра развлекает, обеспечивает социальное одобрение от других участников и чувство общности с ними, дарит радость победы. Пусть каждый контакт с компанией будет приятным. Тогда клиенты не захотят уйти от вас к конкурентам, даже если у тех будут более выгодные цены.

Лояльность важна и со стороны сотрудников. Лояльные работники тесно связывают успех компании с качеством своей работы. Они готовы работать больше, искать новые решения для продуктивности и повышения прибыли. К тому же лояльный сотрудник идет на работу, как на праздник, а это обеспечит вам высокий клиентский сервис и хорошую атмосферу в коллективе.

Прирост аудитории

Во-первых, классная рекламная кампания с использованием геймификации точно принесет вам новую аудиторию. А во-вторых, сами клиенты захотят рассказать друзьям об интересных игровых техниках. Отзывы, комментарии, обзоры — это пользовательский контент, который служит бесплатной рекламой и мощным социальным доказательством.

Монетизация

Применение геймификация в бизнесе поможет увеличить прибыль. С приростом аудитории компания получит больше клиентов, которых сможет превратить в лояльных — с длинным жизненным циклом и высоким показателем LTV.

Геймификация увеличит объем продаж существующим клиентам, если вы правильно определите цели и свяжете игровую механику с повышением продаж. Например, сети супермаркетов выдают игрушки к покупкам от 500 рублей: в «Дикси» можно получить «Прилипал», сеть «Пятерочка» недавно запустила «Стирателей». Немного манипулятивная, но работающая механика — просто потрать чуть больше денег, и ребенок будет радоваться новой игрушке. Игрушек в серии много, хочется собрать весь комплект. Плюс азарт — какая фигурка попадется на этот раз.

Геймификация в бизнесе: внедрение

С чего начинать, как исследовать свою аудиторию, как правильно подобрать механику и как анализировать результаты.

Исследуем аудиторию

Для начала нужно понять, какая игра вовлечет ваших клиентов или сотрудников. Составьте их портреты:

  • насколько они азартны;
  • какой вид игры им интересен;
  • какие вознаграждения их мотивируют;
  • сколько они готовы сделать для вознаграждения;
  • любят ли они соперничать.

Обозначаем цели

Выберите четкие цели, к которым будет привязана игровая активность. Иначе рискуете провалить KPI даже при успехе самой игры. Глобальные цели разбивайте на конкретные: как именно вы хотите увеличить прибыль, какой вид пользовательского контента нужен и так далее.

Например, какие конкретные цели можно ставить в бизнес-геймификации для клиентов:

  • пользователь будет ежедневно заходить в приложение;
  • контакт — не менее 30 минут;
  • каждый второй пользователь будет репостить результаты к себе на страницу в соцсети.

А вот такие для сотрудников:

  • повысить средний чек на 20%;
  • сократить сделку от первого контакта до покупки на 10%;
  • увеличить количество сотрудников, которые проходят дополнительное обучение, до 90%.

Выбираем игровую стратегию

На основе портретов покупателей или сотрудников определитесь, какие виды привлечения будете использовать в своей игровой механике. Дизайн-исследователь Джейсон Точчи выделяет пять типов приманок:

  1. Достижение — побороться, получить награду, достичь лучшего результата, попытать удачу.
  2. Воображение — фэнтези-элемент, притворство, ролевая игра, исследование.
  3. Социализация — пообщаться, поработать в команде.
  4. Отдых — привести в порядок ум, эмоции, отдохнуть.
  5. Сабверсия — нарушать правила, играть не по сценарию, использовать игровые элементы не по назначению, обращать себе на пользу баги в игре, играть против товарищей по команде.

Приманка «социализация» будет полезна в играх для сотрудников — корпоративный дух, сотрудничество и так далее. Приманку «достижение» вы и сами наверняка часто встречали: например, когда чем больше набираешь баллов за покупки, тем более высокую скидку зарабатываешь. В ней важны уровни — достижение должно быть четкой точкой с понятным вознаграждением.

Самая редкая приманка — «сабверсия», она скорее для реальных игр. Впрочем, и ее можно использовать, если вы хотите мотивировать сотрудников на нешаблонное мышление и креативные проекты. Сам факт того, что можно будет работать не по правилам, может подтолкнуть персонал к новым решениям.

Вот какие принципы соблюдать, чтобы ваша игровая механика вовлекала и удерживала пользователей:

  • Простой вход в игру. Следите, чтобы игроку легко было начать — простая регистрация, небольшие и понятные правила.
  • Достижимые цели. Создавайте небольшие промежутки действий, через которые дается вознаграждение, показывайте наглядный результат
  • Поддержание интереса. Обновляйте игровой контент, усложняйте задания по мере продвижения в игре
  • Конкуренция. Демонстрируйте показатели на общих рейтингах, показывайте лучших игроков.
  • Возврат в игру. Напоминайте об игре, если пользователь потерял интерес, присылайте уведомления в приложении, письма.

Внедряем, тестируем, улучшаем

Анонсируйте игру в рассылке, соцсетях, на сайте. Чтобы правильно замерять результаты и влиять на них, для анализа представьте свою механику как воронку продаж. Разбейте ее по этапам от привлечения клиента до выполнения целевого действия — так вы сможете тестировать каждое изменение, которое вносите в механику игры.

Примеры геймификации в бизнесе

Кейсы по применению геймификации от компаний разного размера и разных сфер бизнеса.

Геймификация для обучения

Сервис для изучения английского LinguaLeo упрощает учебу с помощью геймификации
Сервис для изучения английского Lingualeo упрощает учебу с помощью геймификации

Портал для изучения английского Lingualeo превратил учебу в игру. Все сделано, чтобы пользователи приходили и оставались надолго:

  • бесплатная версия;
  • простые задания, которые со временем усложняются;
  • разнообразные короткие тренировки, чтобы не скучать;
  • визуальный прогресс — ежедневный рейтинг в баллах и повышающийся уровень;
  • монетизация — чтобы открыть самые продвинутые задания, нужно купить премиум-подписку;
  • напоминания — регулярные email рассылки с напоминанием о сервисе, скидками на подписку, дополнительными активностями, акциями, играми.

Геймификация для продажи образовательных услуг

Онлайн-университет GeekBrains создал игру для пользователей, чтобы поднять посещаемость сайта и продажи курсов
Онлайн-университет GeekBrains создал игру для пользователей, чтобы поднять посещаемость сайта и продажи курсов

Онлайн-университет GeekBrains предлагает поиграть в тестировщика и отловить баги. Они прячутся на разных страницах сайта: нужно вовремя кликнуть на двигающийся элемент и обезвредить баг по подсказкам. Когда баги обезврежены, открывается скидка на все курсы университета.

Какие задачи решает такая геймификация бизнеса:

  • знакомит с контентом сайта. Наверняка не все посетители знают, что там можно не только купить курсы, а еще пройти тесты, почитать статьи на блоге, пообщаться на форуме и посмотреть вакансии;
  • создает интерес к профессии тестировщика;
  • подталкивает к покупке — курс приятнее купить с заработанной скидкой.

Геймификация для мотивации сотрудников

Компания Yota использовала тематическую геймификацию, чтобы мотивировать сотрудников больше учиться и продавать
Компания Yota использовала тематическую геймификацию, чтобы мотивировать сотрудников больше учиться и продавать

Компания Yota провела массовую долгосрочную игру для сотрудников к выходу седьмой части «Звездных войн». Каждый регион продаж стал галактикой Светлой стороны, а на Темной оказались планы продаж. Чтобы победить, нужно было нарастить военный потенциал: выполнять план по продажам и обучению.

В Yota не назвали точных цифр по росту продаж после игры, зато сообщили, что резко выросла доля сотрудников, которые прошли полную программу обучения, — с 67 до 98%.

А вот какие выводы сделала компания по игровым кейсам:

  • Идеальная продолжительность игры — 1,5-2 месяца с последующим перерывом, чтобы сотрудники не устали от «забега».
  • Нужно постоянное вовлечение — конкретно над этой игрой работало 14 тренеров по всей стране. Они вовлекали и мотивировали участников, отыгрывали роли по сценарию: например, джедая-рекрутера Светлой стороны. Также сотрудники общались в специально созданном Skype чате. Там же, кстати, можно было для забавы поболтать и с самим Дартом Вейдером 🙂
  • Тема должна быть понятной и интересной. Конкретно со «Звездными войнами» вышла небольшая промашка — сотрудники моложе 30 были плохо знакомы со вселенной «Звездных войн». Пришлось предварительно проводить информационную поддержку.

Геймификация для сбора данных

Необычное решение для геймификации бизнес-задач придумал Google. Компании нужно было вовремя и в полном объеме собирать данные о командировках. Сотрудникам, которые едут в командировку, разрешили самостоятельно выбирать себе транспорт и отель в пределах установленной суммы. Если получается уложиться в меньшие деньги, сэкономленное можно потратить сверх лимита в следующей поездке или отправить в любую благотворительную организацию на свой выбор.

В итоге сотрудники стали больше вовлечены в весь процесс планирования поездок: за полгода все командировки начали оформлять по новой системе. Компания получила нужные данные о том, какие авиакомпании, службы такси, отели и прочее популярны у персонала. В итоге можно заключить договор на корпоративное обслуживание с нужными организациями.

Этот кейс о применении геймификации в бизнесе показывает, что работники активно ищут новые пути, если позволить им принимать гибкие решения самостоятельно. Главное — задать общие рамки ожиданий, чтобы был понятен нужный результат и объем ресурсов, который можно на это потратить.

Геймификация для корпоративного духа

В компании «Альянс Консалтинг» рассказали об интересном кейсе внедрения геймификации в сфере общественного питания. Компания пыталась уменьшить текучку и заставить сотрудников соблюдать корпоративные стандарты по внешнему виду и клиентскому сервису.

Сначала выяснили, что для сотрудников важно: это оказалась забота об окружающей среде и животных. Для сотрудников ввели чек-лист по внешнему виду и соблюдению стандартов. Если соответствие было выше 80%, то компания перечисляла деньги на помощь экологическим организациям или животным в местном зоопарке. Причем сотрудник мог вложить и свои деньги, тогда компания добавляла долю из бюджета.

Как результат:

  • текучка снизилась с 82 до 57%;
  • выросла гордость за свою работу с 32 до 78%;
  • больше людей стало приходить на работу по рекомендации сотрудников — в 2,7 раза.

Параллельно компания подключила внешний пиар. Самых активных сотрудников фотографировали с животными и вывешивали эти фото на корпоративном сайте. В итоге о компании начали писать в СМИ.

Геймификация в email маркетинге

А вот пример геймификации в ресторанном бизнесе. Этот метод хорошо срабатывает для увеличения числа повторных продаж.

Компания предлагает забрать промокод в игровой форме — нужно разгадать головоломку в email рассылке. Письмо формирует лояльность благодаря эмоциям, ведь приятно самостоятельно разгадать головоломку. К тому же мы всегда больше ценим вещи, в которые вложили хоть немного усилий. Поэтому такой промокод наверняка принесет больше продаж, чем присланный открыто.

Пример email рассылки с применением геймификации
Пример email рассылки с применением геймификации

Больше примеров геймификации в email маркетинге — в нашей статье.

Регистрируйтесь в SendPulse, чтобы развивать геймификацию с помощью email рассылок, SMS и Viber сообщений и даже чат-ботов для VK и Facebook. Хватит классических подходов — развлекайтесь, играйте, делайте своих сотрудников и клиентов счастливыми.

Чек-лист по использованию геймификации в бизнесе

Источник

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.