До копеечки: сколько заплатят компании за персональные данные россиян:

Главный капитал человека в XXI веке — его персональные данные. За них борются соцсети, маркетологи, а иногда и мошенники. В Минсвязи уже заинтересовались, как рассчитать стоимость такой информации. А экономисты разработали универсальную формулу для этого
Сейчас невозможно полноценно существовать в социуме и не делиться при этом своими персональными данными. Рассказывать о себе нужно постоянно — и при походе к врачу, и при регистрации в новом приложении на смартфоне. Информацию о человеке используют во всех сферах. Для компаний — операторов персональных данных это не только удобный инструмент для изучения клиентов и повышения продаж, но и постоянная головная боль. Собрать информацию о человеке сравнительно легко, а вот уберечь ее уже сложнее. Если данные попадают в руки недоброжелателей, то это может плохо кончиться. В лучшем случае ваших клиентов начнут переманивать конкуренты, а в худшем — на них начнут оформлять кредиты. До сих пор оставалось неясным, как оценить ущерб, который нанесли человеку злоумышленники, завладевшие персональными данными, или недобросовестные операторы, которые не смогли их защитить. Какую компенсацию должен получить человек, если информация о нем утекла туда, куда не следовало?
Кроме того, очевидно, что в скором времени мы придем к тому, что за личную информацию и право ее обработки компаниям, которым необходимы базы персональных данных, придется платить нечто вроде арендной платы.
Группа российских экономистов, в которую входит и автор данной статьи (полный список ученых представлен в конце текста), разобралась, как рассчитать рыночную стоимость персональных данных. Их работу уже взяли на заметку в Минсвязи, а значит, в ближайшем будущем эту методику расчета могут использовать при утверждении госстандартов в этой сфере.

Сколько стоят данные гражданина

По нашим данным, ни в России, ни за рубежом оценку рыночной стоимости данных еще не проводили. Поэтому наша группа ученых взяла за основу свою методику расчета стоимости 1 Мб информации в структуре информационных систем. С ее помощью удалось определить, что информация о человеке приносит операторам персональных данных примерно 10% от общего дохода. Под операторами в таком случае понимают любые компании, которые собирают, обрабатывают и хранят информацию о человеке.
Модель компании, которая получает доход от персональных данных, ученые предложили переложить на государство. Это позволило определить универсальную формулу расчета стоимости информации о человеке как о гражданине конкретной страны, а именно: как 10% от удельного, соотнесенного на душу населения ВВП.
ВВП на душу населения — это рыночная стоимость всей готовой продукции, которую произвели на территории страны. То есть это продукция, которая предназначена для реализации и конечного потребления, а не дальнейшего участия в производстве других продуктов.
По данным МВФ, в России ВВП на душу населения в 2018 году составил $9264,27. А в США — $61 053,67.
Соответственно, стоимость персональных данных гражданина России должна составить около $1000 ($9264,27 × 10%), а гражданина США — около $6000 ($61 053,67 × 10%).

Поправки на индивидуальность

Универсальная формула — это удобно, подойдет для любой страны и ситуации. Но правда заключается в том, что данные разных людей имеют разную стоимость. Например, паспортные данные человека, которого относят к такой группе населения, как люмпены, пригодятся только для того, чтобы открыть по ним компанию-однодневку. А утечка персональной информации политика, например, может привести к более глобальным последствиям.
В связи с этим эксперты предложили корректировать усредненную стоимость персональных данных одного человека конкретной страны с учетом его индивидуальности. А точнее, с учетом его вклада в бюджет государства. Для этого можно использовать декларацию о совокупном доходе гражданина. Экономисты считают, что стоимость персональных данных будет более точной, если к сумме, которая получилась по универсальной формуле, прибавить 10% от годового дохода гражданина. Причем финальная стоимость будет равна половине такой суммы.
Пример 1: гражданин России Иванов И.И. заработал за 2018 год 1 млн руб. Стоимость его персональных данных как гражданина по универсальной формуле составит $1000 (ВВП России × 10%). Индивидуальный коэффициент Иванова И.И. составит около $1500 (1 млн руб. × 10% = 100 тыс. руб.). Тогда можно рассчитать итоговую рыночную стоимость его персональных данных:
$1250 = ($1000 + $1500) ÷ 2

Аренда персональных данных

Из открытых источников известно, что чистая прибыль компании Facebook за 2018 год составила $22,1 млрд, а количество соцсети пользователей — 2,32 млрд человек. Российская социальная сеть «ВКонтакте» заработала за 2018 год 12,6 млрд руб., а численность ее пользователей приблизилась к отметке 97 млн человек. Экономисты рассчитали, что Facebook получает с каждого пользователя чистую прибыль в размере около $9,5, а «ВКонтакте» — $1,85. Примерно та же шестикратная разница объясняется коэффициентом производительности труда: в США он как раз примерно в шесть раз выше, чем в России.

Эксперты считают, что такие корпорации, которые зарабатывают на персональных данных пользователей, должны выплачивать им дивиденды за индивидуальный капитал в размере 10% от своей удельной прибыли. Каждому пользователю социальной сети «ВКонтакте» собственники должны бы были выплачивать примерно по 13 руб. в год, а пользователям Facebook — примерно $1.

Пример 2: гражданин России Иванов И.И. зарегистрирован в 14 приложениях, где указал свои персональные данные (соцсети, ФНС, банки, такси, системы здравоохранения, госуслуги и т.д.). Предположим, что каждое из приложений зарабатывает на Иванове И.И. столько же, сколько социальная сеть «ВКонтакте» ($1,85). А номинальная ставка капитализации без учета инфляции на долгосрочный период равна 10%. Тогда совокупная арендная плата за использование информации о нем ежегодно будет составлять:

$25,9 = ($1,85 × 10% × 14 шт.) ÷ 10%

Если учесть, что продуктивный жизненный цикл трудового потенциала человека, в период которого его персональные данные представляют наибольшую ценность, составляет 49 лет, то за это время Иванов И.И. заработает $1269,1 ($25,9 × 49 лет).

Если сравнить индивидуальную стоимость персональных данных из Примера 1 и размер арендной платы за 49 лет, то видно, что эти суммы практически совпали. Расхождение всего лишь в 1,5%, что говорит о правильности подхода.

В исследовании принимали участие: Андрей Папцов, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ — Федеральный научный центр; Роман Камаев, доктор экономических наук, профессор, Московский финансово-юридический университет; Степан Орлов, кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Источник

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.