Как написать текст, чтобы читателю было до вас дело

Я хотела провести крутой день рождения и написала в чат друзей большую организационную портянку — и чуть всё не профакапила! В статье рассказываю, как и почему мой текст отпугнул и запутал людей. А ещё рассказываю, как правильно.

Я работаю с текстом и привыкла все жизненные проблемы решать с помощью букв и слов. Если не написано или не сказано — для меня это значит «не было». Но если написано или сказано, то тут уж нет права на ошибку.

Сама относясь к текстам очень внимательно, я считала, что все остальные делают так же — но я ошибалась. Так вообще никто не делает.

Невнимательные читатели

Мы с мужем решили провести совместный день рождения и организовать вечеринку. Определились с программой мероприятия, списком гостей и сделали чат во Вконтакте. Я написала организационный пост.

Мне понадобилось 4 скриншота, чтобы показать масштабы вступительного поста

В этом посте есть всё:

  • Что и когда будет происходить — мы заказали игру на 21 октября;
  • Это не страшно и даже весело — показано на примере;
  • Надо выбрать сценарий игры — один из двух до 10 октября;
  • Можно позвать кого-то еще — пригласите их в чат сами;
  • Игра только для взрослых, с детьми прийти нельзя;
  • Адрес и время проведения пока согласовываются;
  • Если не можете — отписывайтесь;
  • Дарить подарки не надо — просто приходите за свою денежку.

Первый вопрос был задан нам в личку: «я хочу пойти с женой, почему вы ее не пригласили?»

Затем в чате: «сорри, 10-го числа мы не можем (событие 21 октября, а не 10-го)».

Далее: «а для детей программа будет?».

По скорости голосования и кулуарной обратной связи, выяснилось, что сценарий игры люди выбирали не на основании описания на сайте, а на основании моего примера, который почему-то сочли имеющим отношение к сценарию «Тайны Венеции».

Я думала: «Да как так-то?! Ведь все же написано!»

Проблема в том, что я хотела сэкономить собственные силы и время, поэтому написала сразу про всё, не подумав о контексте моих читателей, и перегрузила их информацией.

Думайте о контексте читателя и времени, которым он располагает. Вполне возможно, ему нет до вас дела

Что в контексте у читателя

Когда пишете текст, заранее подумайте, в какой ситуации находится читатель, что он делает и сколько времени готов уделить новому контенту. То есть если он сидит в очереди в Сбербанке или на почте, то вы можете рассчитывать на длительный контакт, хоть и довольно рассеянный — актуально для авторов познавательных плакатов и рекламных брошюр.

Если вы пишете письмо для рассылки, то получите более внимательный отклик, потому что человек добровольно на вас подписался, вы ему интересны, и он специально найдет время для чтения. Либо не будет читать вообще и удалит письмо, не открывая, потому что подписался ради скидки 500 рублей.

Я писала в чат своих друзей и знакомых, поэтому могла рассчитывать на лояльность аудитории — хотя бы прочтут. Но чат — это не личка, ответственность собеседников коллективная, то есть никакая. Поэтому можно читать по диагонали, особенно если ты занят на работе.

Результат — друзья восприняли не всю информацию, да еще и с ошибками. Если учесть, что я просила отписаться тех, кто не сможет участвовать, мы могли кого-то нечаянно потерять.

Как учитывать контекст читателя

Во-первых, задаться вопросом, чем он будет занят, когда увидит сообщение. Я писала в Вк в рабочее время, значит мои читатели были по уши в делах. Степень внимания — низкая. Следовательно, мой пост должен был быть либо короче, либо отправлен в другое время — после работы.

Во-вторых — сколько времени вам будут готовы уделить. Количество времени у читателя определяет объем текста и его сложность. Реклама неспроста короткая. Неспроста в Твиттере 140 символов.

Моя ошибка — в огромном и сложном тексте. Там много событий и возможных действий, куча новой информации, а в рабочее время не стоит рассчитывать на продолжительный и вдумчивый контакт.

В-третьих — определитесь, что вы хотите, чтобы читатель сделал после прочтения. В моем тексте как раз было предложено простое целевое действие — выбрать сценарий игры. Но это было не единственное действие! Еще надо было понять, идти ли вообще, удобно ли это время, нравится ли программа, можно ли взять кого-то с собой, надо ли куда-то девать детей…

Правильное решение: разделить на несколько сообщений — каждый со своим действием — а не пихать все в один пост.

Как было бы правильно

Попробуем исправить мой текст.Для этого соберем входные данные.

Мои задачи на текст:

  • я хочу пригласить друзей на день рождения 21 октября;
  • рассказать им, что будет происходить;
  • заинтересовать программой;
  • узнать, кто придет к нам 21 октября;
  • сказать, что игра только для взрослых, без детей;
  • выбрать один из двух сценариев игры.

Контекст читателей: рабочее время, середина дня, все заняты. Лояльность высокая, степень внимания — низкая.

Целевые действия:

  • принять участие либо отказаться;
  • если участвуешь, выбери сценарий;
  • если хочешь взять кого-то с собой, пригласи его в чат.

Для одного текста — слишком амбициозно. При этом в мессенджере Вконтакте нет возможностей для форматирования текста, кроме деления на абзацы. Попробуем разделить это на два поста. Поехали!

Насколько такой подход сработал бы, я уже не узнаю. Письменная коммуникация не дает права на ошибку — придется разгребать то, что есть. В очередной раз убеждаюсь, что текст — это разумный эгоизм в лучшем его проявлении.

Чтобы достичь своих целей с помощью текста, нужно постоянно думать о других.

Источник

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.