У большинства небольших и средних компаний есть подрядчики на разные услуги, ну и не в последнюю очередь на маркетинг. Даже если в штате есть маркетолог, он, скорее, контролирует работу нескольких агентств или фрилансеров, поскольку один человек не умеет делать все. А в небольших компаниях и маркетолога может не быть. И вопрос – как организовать маркетинг, чтобы он работал, если в компании заниматься этим некому.
Вариантов, в сущности, немного.
— нанимать подрядчиков на каждую задачу и лично координировать процессы
— взять маркетолога в штат на зарплату и привлекать сторонних подрядчиков по мере необходимости
— договориться с агентством, чтобы они курировали все процессы и нанимали подрядчиков
Мы, как агентство, видим все три варианта, с нами работают и владельцы бизнеса, лично следящие за тем, как идет контекст. И инхаус-маркетологи, нанимающие разных подрядчиков. А есть и те, кто делает нас точкой входа для всех маркетинговых задач. Мы, как относительно независимая сторона, можем объективно оценить результаты каждой из этих схем.
Личный контроль
Плюсы: нет человека ответственнее, чем ты сам
Минусы: а кто будет бизнесом заниматься
Эта схема самая упадническая и бесперспективная. Я действительно не понимаю, когда владелец бизнеса успевает в этой ситуации заниматься своими делами, особенно когда бизнес в активном развитии. Например, нужно обновить информацию на сайте. А еще вести контекст. И соцсети. А еще логотип устарел и хорошо бы визитки напечатать. Представьте себе, сколько нужно времени, чтобы все эти процессы запустить и проверить. И это, не считая поиска подрядчиков. Еще один момент – владелец бизнеса далеко не всегда разбирается в маркетинге, а значит, остается положиться на профессионализм подрядчиков. А нередко решения принимаются, исходя из «мне нравится», а не «моей целевой аудитории нужно»… В общем, в такой ситуации все получается по чуть-чуть и или ситуация уходит на самотек, или страдает бизнес. Очень не рекомендую.
Может ли эта схема работать? На мой взгляд и по нашему опыту нет.
Маркетолог на зарплате
Плюсы: свой и зависимый от компании человек, непосредственно отвечает за работу, постоянно в доступе
Минусы: надо платить зарплату (от 60 к и до бесконечности), может не успевать/не справляться, не отвечает финансово за результат, подрядчики не координируются между собой
Если в штате есть маркетолог и вы можете себе позволить (и имеет смысл) платить ему зарплату, это хороший вариант. Потому что поиск подрядчиков и их контроль – его задача. Хороший штатный сотрудник знает бизнес изнутри, относится к нему ответственно и выбивает из подрядчиков максимум.
Проблемы все равно бывают, особенно если смежные задачи ставятся на разных подрядчиков. Например, мы ведем рекламу и сео, но тексты на сайт по желанию клиента пишет другой подрядчик. Нам нужны тексты определенной длины и стиля, с конкретными составляющими, например УТП, описание услуги, цена, условия оказания. Мы описываем это в подробном тз. Маркетолог пересылает тз копирайтерам, если у них есть вопросы, цепочка повторяется в обратную сторону. Если нет, он получается конечный результат, но он по какой-то причине не устраивает оптимизатора. И все это может продолжаться достаточно долго.
Тем не менее, несмотря на отдельные недостатки, это достаточно распространенный вариант в силу своей эффективности. Большинство наших клиентов выбирает именно его.
Может ли эта схема работать? Да, при условии, что маркетолог:
— понимает свой бизнес
— быстрый и толковый
— хороший коммуникатор
— умеет писать ТЗ
— окупается компании (объем маркетинга большой)
Агентство на подряде
Плюсы: финансовая ответственность за процессы и результат, одна точка входа, принцип «задача – решение», pay as you go
Минусы: нет личной заинтересованности в бизнесе, при разрыве отношений теряется вся база подрядчиков, возможна переплата за работу субподрядчиков
Если вы передаете маркетинг на аутсорсинг в агентство, то снимаете с себя головную боль – контроль взаимодействия между субподрядчиками. Если логотип, сделанный для сайта, «не встает» на брошюры, это не ваша проблема. Если вам нужно сделать печатную продукцию, которую вы не делали до этого и не знаете, кто именно этим занимается, это не ваша проблема.
Для небольших компаний это удобная схема – не нужно платить зарплату штатному маркетологу, а процессы идут и все контролируется. Этот вариант подходит тем, у кого бывают разноплановые задачи, но они не возникают постоянно, а только время от времени. Оплата в этой ситуации за услуги аутсорсинга почасовая.
Такие кейсы в нашей практике тоже есть. Один из клиентов обращается к нам по любым вопросам, так или иначе связанным с маркетингом – от разработки сайта до заказа брендированного чехла на авто.
Может ли эта схема работать? Да, при условии, что:
— агентство адекватное
— заключен договор с прозрачными условиями
— ежемесячные расходы на аутсорсинг меньше зарплаты толкового маркетолога
— агентство берет на себя все переговоры и выбор субподрядчиков, утверждая только финансовые моменты
Вот вкратце описание всех трех моделей. Как именно работать – выбор за вами, главное не старайтесь сэкономить и все сделать самостоятельно. Это не работает. Как минимум, если у вас нет возможности нанять маркетолога в штат или агентство на аутсорсинг, найдите толкового маркетолога-фрилансера, который будет координировать процессы и биллить свое время по часам. Только не забудьте попросить рекомендации.
Добавить комментарий