А автор кто?

Кому принадлежат письма, которые вы делаете?

Компания, создавая продукт, получает на него исключительные права. Но как быть, если речь идет о неосязаемых результатах: изображениях, рекламе, видео, письмах? И как обстоят дела, если эти продукты создала не компания, а ее подрядчик? Давайте разбираться.

Что может являться объектом авторского права?

Согласно статье 1259 ГК РФ к объектам авторского права относятся любые произведения науки, литературы, живописи, скульптуры, дизайна, фотографии, программное обеспечение в форме кода, базы данных и т.д.

Для работы в нашей сфере важно, что под объекты авторского права попадают:

  • веб-страница;
  • email-письмо,
  • публикация ВКонтакте/Instagram и любой другой социальной сети;
  • видео на YouTube;
  • статья;
  • презентация;
  • дизайн, шрифт;
  • любые графические и текстовые элементы (баннеры, упаковки, картинки);
  • картины;
  • музыка.

В этот список не входят идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторские права распространяются и на обнародованные, и на необнародованные произведения. От формы это не зависит. Она может быть письменной, устной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи и др.

Как же авторские права возникают, передаются и как их правомерно использовать?

Чтобы авторское право возникло, достаточно создать произведение. В его регистрации нет необходимости. Но если ваше авторство будут оспаривать, вам придется доказывать, что вы создали произведение раньше того, кто объявил себя автором.

Как защитить свои права? Можно:

  • нанести водяной знак на фото, картину, дизайн и т.д.;
  • указать информацию о себе рядом с произведением: ФИО или псевдоним автора для частных лиц; название компании, ФИО руководителя и год основания, если правообладатель — юридическое лицо.

Без этой информации будет сложнее что-либо доказать.

Авторское право может быть:

  • непередаваемым, т.е. принадлежать автору или соавторам. Причем, обладателем права авторства может быть только физическое лицо;
  • передаваемым, когда на основании авторского договора исключительное право на произведение переходит к другому физическому или юридическому лицу.

Кто такой правообладатель?

Правообладатель — это человек, обладающий исключительным правом. Он может пользоваться произведением, публиковать, перерабатывать его и продавать или передавать другим лицам. Поэтому важно понять, кто же является правообладателем произведения. Если вы сами написали статью, создали презентацию, картину или скульптуру, не заключая договоров на передачу интеллектуальной собственности, автором и правообладателем являетесь вы.

Но бывают более сложные ситуации:

  • Пример 1. Вы — разработчик в маркетинговом агентстве.

Работодатель дал вам задание: создать программное обеспечение. Вы являетесь автором (или соавтором в случае совместной работы) всех текстовых элементов. Но вы ли правообладатель?

Ответ на этот вопрос надо искать в условиях трудового договора. Право распоряжения результатами вашей работы переходит к маркетинговому агентству, если в документе указано, что «все исключительные права работника на созданные им результаты интеллектуальной деятельности в рамках трудового договора принадлежат Работодателю». Если же условия передачи исключительных прав в договоре не указаны, право остается за вами. Тем же образом можно разрешить ситуацию в случае работы по договору возмездного оказания услуг.

  • Пример 2. Маркетинговое агентство по договору оказания маркетинговых услуг готовит email-рассылки для продуктового ритейлера. В данном случае агентство — исполнитель, а ритейлер — заказчик.

Если предыдущая проблема решена, то на момент создания письма маркетинговое агентство — правообладатель, а его сотрудники — соавторы.

Но на каком основании это потом использует продуктовый ритейлер?

Есть два варианта:

1. В договоре оказания маркетинговых услуг отдельным соглашением предусмотрено, что исполнитель полностью передает все права заказчику, т.е. отчуждает их. Отчуждение происходит после подписания Акта сдачи-приемки услуг или после полной оплаты заказчиком счетов: этот вопрос стороны решают сами. Авторство принадлежит сотрудникам, но они уже не могут распоряжаться тем, что создали.

Согласно статье 1234 ГК РФ отчуждение исключительных прав между юридическими лицами, в отличие от физических, не может быть бесплатным. Поэтому пропишите условную цифру, например, 500 руб. или укажите, что вознаграждение за исключение входит в стоимость оказания услуг и составляет 1% от стоимости договора.

2. Второе основание перехода прав — лицензия. Это регулируется статьей 1235 ГК РФ. Правообладателем остается маркетинговое агентство, а заказчик получает ограниченное право использования email-писем, например, в рамках конкретной рекламной кампании в определенное время. Фирменный цвет или товарный знак, который заказчик передал агентству для создания письма, продолжает принадлежать заказчику, и маркетинговому агентству ни в коем случае не передается.

Часто возникает путаница, кто же может использовать объект авторского права, поэтому в договоре всегда стоит четко разграничивать автора и правообладателя. Они могут совпадать в лице автора (у соавторов права делятся поровну), а могут не совпадать. Передача всегда оформляется письменно, устные договоренности не имеют юридической силы.

Каков срок действия исключительного права?

  1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов и 70 лет после его смерти.
  3. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с даты его обнародования.
  4. Исключительное право продлевается для авторов времен Великой Отечественной Войны на 4 года.

После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Вы можете свободно использовать его без разрешения и выплаты авторского вознаграждения. Но нужно указывать автора: плагиат и контрафакт — это преступления. Часто по решению суда срок 70 лет после смерти автора продлевается еще на 50-70 лет, как это например произошло с музыкой группы The Beatles.

Что можно, а что нельзя делать с чужими произведениями?

Пользоваться результатами деятельности других лиц можно, но важно не пересекать грань между цитированием и плагиатом. Рассмотрим эти понятия:

  • Плагиат — использование чужого произведения и его публикация под своим именем.  Запрещен и преследуется по закону.
  • Цитирование — использование чужого результата интеллектуальной собственности и публикация этого с указанием имени автора или ссылки на него. Разрешено, но при этом нужно соблюсти 4 условия:
    • Произведение должно быть правомерно обнародованным. Нельзя процитировать то, что автор держит в секрете, а вы случайно получили к этому доступ.
    • Цитирование возможно только в информационных, научных, учебных или культурных целях. Остальное вам нужно согласовывать с автором.
    • Вы должны указать имя или псевдоним автора произведения и источник заимствования. Если возможности установить автора нет, то это не преступление: суды допускают объективную невозможность установить автора цитируемого произведения.
    • Объем цитирования должен оправдываться его целью. Это правило не имеет ограничений или требований, поэтому оно очень субъективно.

Чтобы цитирование было признано правомерным, а правообладатель не смог предъявить вам претензии, указывайте максимум информации об авторе и источнике заимствования. Заимствование в полном объеме является плагиатом.

Ответственность за нарушение авторских прав

Закон предусматривает санкции за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Ответственность может быть как гражданской, так и уголовной. Это зависит от стоимости объекта авторского права, его значения, умысла нарушителя и ущерба, причиненного автору:

  • согласно статье 1301 ГК РФ — штраф от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Назначается по усмотрению суда в зависимости от характера нарушения;
  • согласно статье 146 УК РФ — штраф  от 200 тыс. рублей и лишение свободы сроком до 5 лет. Назначается в случае причинения крупного ущерба правообладателю.

Ну и в конце

При создании продукта или произведения помните про авторское право. Обязательно заключайте договоры, где будет четко прописаны ваши права. Если ваше авторство захотят оспорить, лучший способ доказать, что вы создали произведение, — договор. Есть и другие способы: водяной знак на фото, картине, дизайне и т.д.; ФИО или псевдоним автора, название компании, ФИО руководителя и год основания рядом с произведением, если создатель — юридическое лицо.

Если вы используете чужое произведение, не забывайте указывать автора, чтобы вас не обвинили в плагиате. Помните, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. И не нарушайте его, потому что ответственность может быть не только гражданской, но даже уголовной.

Надеюсь, что статья оказалась полезной для Вас и вашего бизнеса. Если что-то показалось вам слишком сложным, или если вы хотите обсудить грамотное внедрение правильных нормативных актов для работы с данными в Вашем бизнесе, то вы всегда можете присылать свои вопросы нам на почту: sales@outofcloud.ru.

А если интересно получать ещё больше крутой информации, кейсов, инсайтов, подписывайтесь на наш Телеграм-канал Retention Marketing. Публикуем только самую интересную сочную информацию по нашей теме.  Как влюбить в свой бренд, как заставить говорить о себе, как сделать первоклассный клиентский сервис.

Источник: outofcloud.ru

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.